Разработка сайтов

Город.
(+375 17) 395-78-68

Velcom: (+375 29) 343-23-22

МТС:(+375 29) 566-23-22

E-mail:info@db.by

Продвижение сайтов

Город.
(+375 17) 395-87-29

Velcom: (+375 29) 363-23-22

МТС:(+375 33) 327-35-87

E-mail:seo@db.by

Бухгалтерия и офис-менеджер

Город.
(+375 17) 395-78-25

Полная контактная информация

Работы


ИП «Базовые технологии»
Сайт производителя пластиковых окон ИП «Базовые технологии»
Подробнее о работе >>

Что нужно знать мерчендайзеру о фирменном стиле.

Если раньше наличие фирменного стиля было прерогативой крупных компаний, то сегодня отсутствие этого маркетингового атрибута даже для небольшой фирмы просто непозволительно. Фирменный стиль давно вышел за рамки корпоративной культуры и сейчас основной акцент делается на повышение узнаваемости бренда. Хотя отвергать тот факт, что стандартизация графического оформления вносит в деятельность компании формализм и упорядоченность также не стоит.

Особенности разработки фирменного стиля.

Грамотно разработанный оригинальный фирменный стиль формирует положительный имидж компании, индивидуализируя ее среди остального рынка оказываемых услуг или производимых товаров.

Исходя из потребностей компании, ее штата и планируемых промо акций, перед дизайнерами, при разработке фирменного стиля и составлении брендбука, в плане объема работ, могут стоять разные задачи. В случае если небольшая фирма не собирается использовать в своих рекламных акциях наружную рекламу или рекламную полиграфию, сувенирную продукцию и POS-материалы (шелфтокеры, диспенсеры и т.п.), а нуждается лишь в базовых элементах фирменного стиля используемых для бланков, прайс-листов и электронных писем, то ей абсолютно нет смысла заказывать полный пакет элементов фирменного стиля (полный фирменный стиль) с увесистыми брендбуком, гайдлайном и катгайдом. Цены, на разработку такого пакета, на момент 2009 года у отдельных студий с постсоветского пространства, перевалили за 20 000 евро . на чем собтвенно и спекулируют крупные студии. Небольшие же студии часто, не вдаваясь в подробности, используют шаблонные методы при работе со своими клиентами предлагая самый минимум за небольшую сумму. Поэтому, чтобы не разочароваться в результатах работы, заказчик должен иметь хотя бы базовое представление об особенностях этой отрасли. Обозначим основные элементы фирменного стиля:

    1. Корпоративный логотип – основной графический элемент фирменного стиля компании, включающий в себя:
      • Словесный товарный знак или начертание – представление названия компании либо аббревиатуры в виде текстовой надписи в определенном графическом стиле с учетом цветовой палитры и стилеобразующей идеи.
      • Графический товарный знак – может представлять собой идеограмму, эмблему, символ или знак, ассоциативно отражающий основную деятельность компании или принципы ее работы, создающий запоминаемый визуальный образ для ее клиентов.
      • Фирменный блок – комбинированный товарный знак, включающий в себя словесный и графический знаки, также в фирменный блок может быть включен рекламный слоган – девиз компании.
    2. Фирменный шрифт – один или несколько уникальных шрифтов разработанных в рамках стилеобразующей идеи, с учетом планируемых в использовании носителей и цветовой палитры.

      Стоит заметить, что в обиходе люди иногда путают термины «фирменный шрифт» и «словесный товарный знак». Фирменный шрифт это полный набор кириллических или по желанию заказчика и латинских символов или спецсимволов. При разработке фирменного шрифта, как и при разработке логотипа, используются инструменты для работы с векторной графикой, в результате чего, получается легко масштабируемый текст или лого для габаритных рекламных носителей.

      Разработка фирменного шрифта – дорогое удовольствие, которое может себе позволить далеко не каждая компания. Поэтому в бюджетных вариантах просто подбирается близкий по стилистике к начертанию готовый шрифт.

    3. Цветовая гамма – набор из нескольких гармонично сочетающихся цветов, подобранных дизайнерами с учетом общей концепции фирменного стиля и используемых в полиграфии и компьютерной графике вариантов цветовых палитр. Удачно подобранная цветовая гамма может стать одной из ключевых элементов общего образа, остающегося в памяти у потребителя. Цветовая гамма, как правило, подбирается с учетом трех ключевых систем построения:
      • Монотонная – гамма цветов, варьирующаяся в рамках одного цвета. При выборе дизайнерами этой гаммы используются оттенки одного основного цвета.
      • Гармоничная – гамма цветов, подбирающаяся в соответствии с системами гармоничного сочетания цветов.
      • Контрастная – гамма радикально противоположных цветов-антиподов. Такая гамма часто используется в маркетинговых целях, как наиболее броская и запоминающаяся. Время от времени можно заметить, как в рамках ребрендинга дизайнеры останавливаются именно на этом цветовом решении, как на беспроигрышном.
    4. Модульная сетка верстки – система построения и компоновки всех элементов фирменного стиля. Полный перечень рекомендаций по использованию фирменного стиля содержится в составляемом студией брендбуке.
    5. Макеты носителей фирменного стиля – примеры заготовок и шаблонов документов для внутрикорпоративного использования, наружной рекламы, рекламной полиграфии и сувенирной рекламной продукции. На этом пункте студии при общении с заказчиком должны останавливаться отдельно. Ведь разработка макетов занимает значительное количество трудочасов, с другой стороны, многие студии вообще игнорируют эту часть работы. Заказчик должен четко представлять себе все нюансы связанные с дальнейшим применением того или иного элемента фирменного стиля и на каких носителях они будут использоваться. Проинформировав об этом дизайн-студию или рекламное агентство, заказчик сможет избежать возникновения возможных конфликтных ситуаций.

Особенности составления брендбука (brandbook).

Первое с чего должно начинаться продвижение на рынке производимых компанией товаров или оказываемых услуг – это разработка фирменного стиля. Бланки, визитки, бейджи, прайсы, любая рекламная продукция – все эти неотъемлемые атрибуты повседневной деятельности компании должны быть оформлены в соответствии с фирменным стилем. Пренебрежение основными пунктами графического представления информации (шрифты, цветовая гамма, система верстки) может печально отразиться на имидже компании. Но даже хороший фирменный стиль из за неправильного использования может сильно пострадать. Именно поэтому вместе с фирменным стилем также разрабатывается брендбук.

Используя термин «брендбук», люди часто подразумевают «фирменный стиль», однако это далеко ни одно и то же. Брендбук разрабатывается для работников компании и основным его предназначением является информирование сотрудников о том, как правильно стиль использовать. Брендбук является своего рода инструкцией к применению. Однако студии, разрабатывающие фирменный стиль, часто пренебрегают составлением полноценного брендбука или он создается только на основе графических особенностей разработанного стиля с пояснениями к дизайнерской реализации.

Полноценный брендбук может быть составлен только с учетом всех деталей и непосредственного общения с заказчиком. Дизайнеры должны быть осведомлены об особенностях компании, отрасли в которой оказываются услуги, наконец важно знать, на каких рекламных носителях предполагается использование того или иного элемента фирменного стиля. Однако также важна позиция заказчика. Если клиент студии небрежно подходит к вопросу о создании фирменного стиля, то ни о каком хорошем результате и речи быть не может. Заинтересованный в действительно качественном результате заказчик, должен сам принять меры к тому, чтобы все эти нюансы были учтены. Однако, при недобросовестном отношении дизайн-студии к выполняемым работам, заказчик может просто не быть проинформирован обо всех деталях.

Итак, что же собой представляет брендбук? Брендбук – это подшитый фирменный документ, и в случае если в него включен гайдлайн (о котором ниже), его размеры могут перевалить за 500 листов. На страницах брендбука подробно описывается правильное использование того или иного элемента фирменного стиля. Расширенный брендбук подробно описывающий варианты использования элементов, а также включающий в себя мерчендайзерские решения, вполне может сойти за увесистый талмуд. Также многие студии сейчас предлагают создание мультимедийного брендбука. Который может не только вполне заменить печатный вариант, но и быть более наглядным интерактивным иллюстрирующим пособием. Такие брендбуки разрабатываются на основе технологии Adobe Flash.

Однако вне зависимости на каком носителе будет представлен брендбук, он должен включать в себя следующие разделы:

    1. Концептуальная основа (стилеобразующая идея). Подробное описание общей концепции фирменного стиля, концептуального фундамента фирменного знака, логотипа, блока, цветового решения. Разъяснения по маркетинговой идеологии общего концепта и отдельных элементов фирменного стиля.
    2. Корпоративный логотип. Включает в себя:
      • Описание концепта графического решения словесного товарного знака.
      • Варианты цветовых решений.
      • Допустимые варианты цветового фона.
      • Дополнительные визуальные решения при использовании корпоративного логотипа:
        • черно-белый;
        • монохромный;
        • решения в рамках специфических полиграфических цветовых палитр.
      • Варианты написания товарного знака на различных языках:
        • основной язык;
        • иностранные языки.
      • Условия масштабирования, пропорциональные правила построения.
      • Правила построения в рамках информационного поля, текстовых блоков:
        • варианты границ территории;
        • пропорции блоков;
        • варианты расположения.
      • Краткие рекомендации по использованию на типовых документах:
        • бланки;
        • прайс-листы;
        • конверты С64;
        • евроконверты;
        • деловые письма;
        • фирменные фолдеры.
      • Краткие рекомендации по использованию корпоративного логотипа на электронных документах.
    3. Фирменный блок. Ему, как правило, посвящается отдельный раздел. В фирменный блок могут быть включены несколько вариантов текстовых привязок (девизы, слоганы, ай-стоперы), поэтому в этом разделе приводятся различные варианты и объясняется целесообразность использования на отдельных носителях. Основными же пунктами в этом разделе брендбука являются:
      • Допустимые варианты цветовых решений:
        • цветные;
        • черно-белые;
        • монохромные;
        • спецпалитры.
      • Варианты размещения:
        • горизонтальное;
        • вертикальное;
        • ярусное.
      • Условия масштабирования, система пропорций масштабной сетки.
      • Варианты фирменного блока для POS-материалов:
        • вобблеры;
        • шелфтокеры;
        • диспенсеры и т.п.
    4. Фирменные цвета. В этом разделе разъясняется общий концепт выбранного цветового решения. Приводятся варианты цветовых гамм и цветовых палитр. Предлагаются оптимальные варианты цветового фона.
    5. Фирменные шрифты. Приводятся варианты одного или нескольких фирменных шрифтов и предполагаемые цветовые решения. В случае необходимости предоставляются варианты различных кодировок, а также приводится описание разработанных спецсимволов. Помимо этого, в этот раздел включается перечень подходящих стандартных шрифтов, на случай если использование уникального шрифта невозможно (электронная переписка).

Паспорт стандартов (guideline) и катгайд (cut guide).

Долгое время студии и рекламные агентства постсоветского пространства не разделяли документацию брендбука и гайдлайна (логобука). С другой стороны, во времена становления рыночной экономики в этом не было острой необходимости. Сегодня же напротив студии пытаются следовать западным стандартам. Где, в свою очередь, уже давно разграничивают концептуальную, графическую и техническую составляющие.

Странны СНГ сегодня, как никогда, ощутили преимущества коммерческой концессии и франчайзинговых методов построении модели бизнеса. Ответ рекламного спектра экономики последовал незамедлительно. В гонке за западом отечественный рекламный бизнес стал настолько нестантизирован, что появилась путаница в базовых терминах и понятиях. Битвы за «крупного» клиента оканчивались появлением абсурдных новшеств и новых методах оболванивания, в то время как стандартизация отодвигалась на второй план.

Логически неверно размещать на страницах брендбука макеты рекламной продукции и сложную специфическую техническую документацию касающихся их использования. Именно поэтому к брендбуку должены прилагаться отдельными документами гайдлайн (или по- русски «паспорт стандартов») и катгайд,в котором рассматриваются технические аспекты.

Не смотря на то, что количество разделов паспорта стандартов может меняться, основными являются:

    1. Макеты документов для внутрикорпоративного использования. В этот раздел включаются шаблоны следующих носителей фирменного стиля:
      • бланки;
      • фирменные фолдеры;
      • бейджи.
    2. Макеты документов для работы с клиентами. Как и в случае с остальными разделами брендбука, перечень носителей фирменного стиля отдельно обговаривается с клиентами, основными же являются макеты для следующих носителей:
      • прайс-листы;
      • конверты С64;
      • евроконверты;
      • визитные карточки;
      • деловые письма;
      • факс-бланки.
    3. Макеты POS-материалов. Аббревиатура POS (англ. «points of sales») уже не режет так ухо русскоговорящего населения как раньше, однако и сегодня разработкой макетов pos-материалов, как правило, отдельно занимаются дизайнеры при полиграфиях. Вследствие чего pos-материалы могут противоречить концепции разработанного студией фирменного стиля. Не смотря на то, что под эту категорию носителей подпадает широкий диапазон рекламной продукции, следует заранее знать, какие из них будут действительно использованы. Наиболее распространенными на сегодняшний день являются:
      • Вобблеры (воблеры) – представляют собой различные по форме, размерам и графическому исполнению ценники, фиксирующиеся пластиковой ножкой к прилавку (стенду), после печати ламинируются офсетным или УФ лаком.
      • Шелфтокеры – бумажные баннеры, размещаемые в местах продаж.
      • Диспенсеры – устанавливаемые в точках продаж или в отделах продаж офисных помещений рекламные щиты с отделом для рекламных листовок, брошюр или каталогов. Диспенсеры являются одним из удачных маркетинговых решений раздачи рекламных материалов.
      • Ай-стопперы – любые рекламные носители позволяющие захватить внимание потребителя. Это могут быть указатели или своеобразные тумбы, целью которых является завлечение покупателей или клиентов. Часто выполняются в форме человека в полный рост, как правило, это симпатичная девушка или известный персонаж. Отдельное место занимают:
        • Призмавижены – вращающиеся и светящиеся геометрические фигуры, привлекающие внимание потребителя.
        • Штендеры – носители наружной рекламы, представляют собой двухсторонний щит, устанавливаемый возле входа.
    4. Макеты рекламной полиграфии. Разрабатываются опционально, наиболее часто используемыми рекламными носителями этого типа являются:
      • каталоги;
      • буклеты;
      • плакаты;
      • листовки;
      • календари;
      • упаковка;
      • этикетки.
    5. Макеты наружной рекламы. Также являются одним из трудоемких для студии задач, и в первую очередь, это связано с большими масштабами изображений с высоким разрешением. Помимо этого, перед дизайнерами стоит задача создать креативную запоминающуюся рекламную «картинку».
      • Биллборды (бигборды) – рекламные щиты, устанавливаемые вдоль трасс. Как и с другими рекламными лингвистическими заимствованиями, с биллбордами произошел казус и в обиходе можно нередко встретить термин «бигборд». Стандартный размер биллборда - 3*6 метра. Биллборды, как правило, изготавливаются двухсторонними, однако только одна из сторон параллельна движению транспорта, в связи с чем, расценки на размещение рекламы различны.
      • Суперсайты (суперборды) – рекламные щиты, устанавливаемые вдоль трасс, высоких форматов. Стандартные размеры суперсайтов - 12*3, 12*4, 15*5 метров.
      • Брендмауэры (брэндмауэры) – рекламные тенты, фиксирующиеся на фасаде зданий, расположенных вдоль трасс или на перекрестках. Размеры тента и расценки на размещение такого вида наружной рекламы различны.
      • Пилары, Ситилайты, Лайтбоксы – рекламные тумбы различных размеров, как правило, освещаемые в вечернее время. Одним из популярных видов такой наружной рекламы являются остановочные павильоны, представляющие собой рекламные светящиеся модули, размещаемые в торцовых стенках остановок ожидания общественного транспорта.
    6. Макеты для сувенирной продукции. На сегодняшний день рекламная сувенирная продукция является одним из бюджетных маркетинговых решений. Впрочем, и ассортимент рекламной сувенирной продукции довольно широк. Техническая сторона печати также разнообразна. Наиболее популярными видами такого типа рекламных носителей являются:
      • брелоки;
      • авторучки;
      • зажигалки;
      • календари;
      • пакеты;
      • кепки;
      • футболки.
    7. Недопустимое использование фирменного стиля. В этом разделе перечисляются варианты неправильного использования элементов фирменного стиля.

Законодательная база (правообладатели и границы действия прав).

Законодательная база в области регистрации и правовой охраны товарных знаков в странах СНГ довольно схожа, хотя и в каждой из стран имеются свои особенности.

В Республике Беларусь любое физическое или юридическое лицо может зарегистрировать товарный знак или знак обслуживания после уплаты патентной пошлины и последующей подачи заявки на регистрацию товарного знака в Национальный центр интеллектуальной собственности. Иностранные юридические лица могут зарегистрировать товарный знак через патентных поверенных Республики Беларусь. Основными нормативными правовыми актами в области регистрации товарных знаков являются:

  • Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания»;
  • Правила составления и подачи заявки на регистрацию товарного знака;
  • Указ Президента Республики Беларусь «О патентных пошлинах».

В Российской Федерации регистрация осуществляется путем подачи заявки на регистрацию в Государственное патентное ведомство. Также как и в РБ, регистрация может быть осуществлена через патентного поверенного, зарегистрированного в Патентном ведомстве.

Подведем итоги.

Разработка полноценного фирменного стиля, в рамках стремительной коммерческой концессии и рекламного бума, это довольно трудоемкий процесс, сопряженный с профессиональными знаниями в области рекламистики, мерчендайзинга, графического и промышленного дизайна, рекламной полиграфии. Составление брендбука и гайдлайна может занимать до полугода и больше. Высокую планку, поставленную форматом экономики, можно преодолеть, только подходя с полным пониманием сегодняшних реалий и ответственностью.

31.08.2009
© 2003—2017, Студия Борового.
Электронная почта: info@db.by .
 
Пресс центр / О студии - Наши награды - Почему мы? - Вакансии / Услуги - Создание сайтов - Создание сайтов на 1С-Битрикс - Создание интернет-магазинов - Создание логотипов и фирменного стиля - Продвижение сайтов - Создание баннеров - Создание презентаций - Поддержка, обновление и обслуживание веб-сайтов - Программирование на ASP и PHP - Графический дизайн (каталоги, буклеты, упаковка, этикетки, календари) - Создание сайтов в Москве - Сделать запрос / Работы - Веб сайты - Логотипы и фирменный стиль - Печатная продукция - Мультимедиа - Баннеры / Контакт - Форма обратной связи