Разработка сайтов

Город.
(+375 17) 395-78-68

Velcom: (+375 29) 343-23-22

МТС:(+375 29) 566-23-22

E-mail:info@db.by

Продвижение сайтов

Город.
(+375 17) 395-87-29

Velcom: (+375 29) 363-23-22

МТС:(+375 33) 327-35-87

E-mail:seo@db.by

Бухгалтерия и офис-менеджер

Город.
(+375 17) 395-78-25

Полная контактная информация

Работы


ООО «Фрост»
Сайт компании «Фрост» - крупного производителя минеральной и питьевой воды.
Подробнее о работе >>

Ответили на вопросы SEONEWS

Как чувствует себя белорусский рынок интернет-маркетинга?

1. Как чувствует себя белорусский рынок интернет-маркетинга?

Мы рассматриваем не клиентский рынок, а работу агентств.

Нельзя сказать, что на рынке видны активные слияния/поглощения и уходы компаний. Стоит отметить, в Беларуси прошла очередная девальвация в начале года, что сказалось на платежеспособности большей части клиентов.

Выручка агентств в долларах понизилась, в первую очередь из-за сокращения количества платежеспособных клиентов. По субъективным оценкам, некоторые агентства потеряли 10-20% клиентского портфеля, при этом также произошло его обновление (какие-то клиенты приостановили сотрудничество, какие-то обратились за услугами).

В кризис большинство клиентов анализирует эффективность сотрудничества с каждым из подрядчиков. Сейчас важнейший фактор: оперативность и качество работы, то, насколько подрядчик может хорошо выполнять необходимый объём работ и при этом оказывать хороший сервис. Если исполнители в силу разных причин не справляются, естественно, клиенты рассматривают вопрос о смене агентства.

Виталий Денисенков дал интервью порталу Marketing.by

Появилось несколько новых мелких агентств и индивидуальных предпринимателей, которые предлагают услуги интернет-маркетинга. Они работают с минимальными бюджетами. Эти агентства ищут клиентов по личным знакомствам, но иногда у них получается «забрать» клиента у более известного конкурента с заявлением «Мы делаем то же, но в два раза дешевле». А т.к. перед отделами маркетинга стоит задача оптимизации бюджетов и на рынке как разработки, так и поискового маркетинга до сих пор доминирует непрофессиональное потребление, заказчики продолжают верить подобным обещаниям. Я называю это «надежда на чудо». Ну где-то же он должен быть, идеальный результат и сервис по цене в 2 раза меньше рынка. И надежда продолжает побеждать опыт.

При этом «получше и подешевле» — это зачастую то, что движет клиентами. Но, простите, есть же понятие рынка, и там цена — функция, а вовсе не переменная. Т.е. предоставление сервиса хорошего уровня стоит определенных денег. Чудес не бывает. Я понимаю, к «получше и подешевле» стремятся компании, у которых объективно нет бюджета или, например, такая философия бизнеса. Но когда это делают крупные бренды — это, как минимум, странно. Вы же рискуете своей репутацией и, самое главное, теряете время. При этом, что такое «получше» вообще мало кто понимает, банально из-за нехватки «потребительского» опыта, т.к. не с чем сравнивать. Остается только «подешевле». Как можно быть уверенным, что услуги, доступные «недорого» по цене объективно ниже рыночной со всеми их соответствующими подводными камнями, действительно нужны компании, интересы которой вы представляете?

Конечно, каждое агентство старается удержать своих клиентов. С учетом реалий, чаще всего стороны приходят к снижению стоимости или увеличению объема работ в тот же бюджет.

Значимые игроки на рынке живы, никто не ушел. Очевидно, что все испытывают те или иные проблемы, но в кризис это предсказуемо. Некоторые произвели реструктуризацию, сократили штат. Началась точечная работа с клиентским портфелем. Агентства стали отказываться от работы с клиентами, которые не приносят должный уровень прибыли, то есть пытаются перераспределить усилия на тех клиентов, которые приносят результат.

2. За какими услугами сейчас чаще всего обращаются клиенты?

Клиенты в первую очередь обращаются за результатом. Когда только начиналась эра интернет-маркетинга, все хотели просто заказать услугу: продвижение, рекламу, разработку. Сейчас клиенты нацелены на результат: не важно, что вы им предложите, главное, чтобы они получили необходимый им результат: клиентов, прибыль и т.д. Прошло время «хороших позиций» и «красивых сайтов». Клиенты первоначально обращаются за решением проблем финансового плана: продажами и лидогенерацией.

Реже заказываются услуги, не приносящие прибыль напрямую: юзабилити, аналитика. Клиент заказывает разработку сайта — получает сайт, т.е. результат виден. Приходит на продвижение сайта — видит, что сайт получил какие-то позиции. А когда клиенту предлагают веб-аналитику, то результат нельзя напрямую перевести в выгоду (объем продаж или прибыль), особенно для руководства компании.

Чтобы агентству продать услуги, результат которых не очевиден, необходимо все разложить по полочкам, объяснить ценность услуги, какое конкурентное преимущество она может дать компании. Только в этом случае клиент будет готов платить.

Хотя еще два года назад рынок экспериментировал более активно. Экономика была чуть более стабильной, было больше веры в светлое будущее. А когда бизнес чувствует себя хорошо, то появляются «шальные» бюджеты, на которые отделы маркетинга проводили некоторые эксперименты. Сейчас этого стало меньше, меньше стало каких-то стратегий, креатива, вирусных штук. Больший упор на действенные способы: SEO, контекст, качественный PR. Более подробно ситуацию с услугами digital-агентства описывал в своем большом интервью порталу Marketing.by.

3. Как распределяются бюджеты на интернет-рекламу? (на что выделяют больше денег, на что меньше)

Рынок Беларуси сам по себе более консервативен, чем рынок России. Основные причины:

  • Малая емкость рынка (у клиентов не так много денег)
  • В Беларуси не такая жесткая конкуренция, как в Москве
  • Общее отставание в технологиях и подходах на 3-4 года

В силу ограниченности, рекламные бюджеты выделяются в основном на то, что приносит непосредственный результат. Клиенты не готовы сразу вкладывать значительные суммы в новые услуги. Если клиент или его знакомые пробовали какой-то инструмент и был положительный результат / отзывы в интернете («в таких-то тематиках, для таких-то сайтов все это сработало, и бизнес получил такую-то прибыль»), то клиент, возможно, будет готов рискнуть.

Если же клиент ничего не знает об интернет-маркетинге, и он достаточно стеснен в средствах, то, деньги выделяются очень осторожно или не выделяются вообще. Если опыт будет положительным, то бюджет увеличат. Клиенты не готовы рисковать.Вообще в Беларуси компании могут существовать и без интернет-рекламы. Уровень конкуренции и клиентского сервиса позволяют работать только за счет чего-то одного. Так, у меня есть знакомые (которые уже стали клиентами). Это достаточно крупный магазин по продаже цифровой техники. Так вот они 2 года продавали исключительно по рекомендациям и текущей базе за счет хорошего сервиса, и только сейчас занялись интернет-маркетингом.

Сейчас, судя по интересу к услуге Call Tracking, клиенты начинают искать источники, которые на самом деле приносят им клиентов и прибыль. Они готовы опрашивать, делать замеры и анализировать. Но это движение в сторону эффективности только началось.

В этом смысле клиентам хорошо помогает услуга веб-аналитики: настроить правильно цели, оценить конверсию. Но, к сожалению, эту услугу заказывают редко. Мы рекомендуем своим клиентам веб-аналитику.

Еще есть интересная тенденция: в Беларуси компании зачастую экономят на такой позиции, как интернет-маркетолог и маркетолог. Еще лет пять назад в каждой компании были целые отделы. Сейчас некоторые клиенты наоборот стараются избавляться от таких позиций или сокращают штат, аргументируя перераспределением ресурсов в сторону производства. На наш взгляд, в условиях кризиса, позиция маркетолога является важной.

Но эффективных маркетологов, которые действительно помогают что-то делать, мало. Например, владелец одного крупного предприятия Беларуси по производству FMCG-продукции уволил весь отдел маркетинга, и сейчас, по его словам, это позволяет более тонко чувствовать рынок. И действительно, компания запускает новые бренды. Он стал сам себе маркетолог. И обычно эту роль и несут на себе топ-менеджеры. Возможно, именно в этом причина отсутствия действительно компетентных специалистов на рынке. Им просто негде «вызреть».

4. Как изменилась ситуация на рынке труда? (сокращения/наем и поиск новых кадров/изменение зарплат и проч.)

В целом по стране много увольнений и сокращений в связи с кризисом. Рынок труда переживает не лучшие времена. Но всегда, где есть минус, там есть и плюс. В агентствах штат сократился на 10-30%.

В Студии Борового мы тоже затеяли реорганизацию, существенно обновили команду отдела поискового маркетинга и веб-аналитики. Пока результатами лично я очень доволен.

Студия Борового всегда находится в поиске профессионалов, которые могут усилить команду, привнести новые компетенции или правильное отношение к работе и клиенту. Человек, способный усилить команду, должен обладать не только профессиональными знаниями/ опытом, но и определенными человеческими качествами: профессиональным подходом к делу. Мы этого ожидаем от новичков. У нас постоянно появляются новые интересные проекты, и нам для роста не хватает толковых людей.

Что касается зарплат, то, по моим ощущениям, зарплаты сократились на 15-25%. Ситуация в экономике изменчива и какие-то прогнозы ставить сложно. Что будет в Беларуси после выборов непонятно. Например, за период с февраля по июль, у нас не было никаких существенных колебаний курса. Сейчас, буквально за две недели, он вырос на тысячу рублей, с пятнадцати тысяч до шестнадцати и продолжает расти.

Есть негативные экономические прогнозы: ситуация будет ухудшаться. Соответственно, зарплаты будут расти только у тех специалистов, которые этого заслуживают. Только рост профессиональной компетенции и культивирование правильного отношения к делу и клиентам будет способствовать росту компенсации.

И, конечно, компании стали более избирательны в выборе сотрудников. На рынке появились неплохие кадры, выбор стал больше. Да и все мы понимаем, что для достижения больших результатов нужна сильная команда. Ее то мы и формируем и, по-моему, находимся на правильном пути.

Студия Борового сейчас работает во всех направлениях: привлекаем и обучаем как клиентов, так и сотрудников.

5. Главная проблема рынка.

Главная проблема рынка — низкая емкость. Крупнейший информационный портал Беларуси TUT.by отмечал, что уперся в потолок еще в 2007 году. Рынок в Беларуси небольшой, не так много компаний, которые готовы заказывать услуги агентства, выделять бюджет на качественный интернет-маркетинг. При этом, к сожалению, существует большое количество компаний, которые могут позволить себе заказывать услуги непрофессионально и не получать результат, на который они вправе рассчитывать.

Непрофессиональное потребление часто приводит к тому, что компании, которые могли бы за свои деньги получить результат, этого результата не получают, потому что обращаются не к профессионалам, а каким-то сомнительным агентствам, которые говорят, что «мы делаем то же самое, что и лидеры, но в полтора раза дешевле»

Это неправда. Чтобы делать то же самое, что и лидеры, нужно иметь те же самые бизнес-процессы. Процессы в таких компаниях отсутствуют, а есть только желание получить клиента. Поэтому после небольшого объема рынка,основная проблема —это непрофессиональное потребление.Мы регулярно проводим большие открытые образовательные семинары «Стань эффективнее», где подробно рассказываем, как правильно достигать результата, как и какие услуги заказывать. Это наш вклад в развитие рынка.

Как только компании станут более профессиональны в сфере интернет-маркетинга, то и сам объем рынка вырастет. Компании поймут, как действительно извлекать для себя пользу от работы в интернете, привлекать клиентов, делать продажи, и это повлечет за собой развитие агентств и развитие конкуренции на рынке. Пока не видно развития. Большинство компаний пробуют заказывать услуги, но с очень ограниченными бюджетами и, зачастую, у сомнительных подрядчиков, что не позволяет им получать качественный сервис. Поэтому будем ждать, пока кризис заставит все-таки компании двигаться в интернет-маркетинге, делать более смелые эксперименты и научиться извлекать пользу, которая неизбежна при правильной разработке и продвижении сайта.

24.08.2015
© 2003—2017, Студия Борового.
Электронная почта: info@db.by .
 
Пресс центр / О студии - Наши награды - Почему мы? - Вакансии / Услуги - Создание сайтов - Создание сайтов на 1С-Битрикс - Создание интернет-магазинов - Создание логотипов и фирменного стиля - Продвижение сайтов - Создание баннеров - Создание презентаций - Поддержка, обновление и обслуживание веб-сайтов - Программирование на ASP и PHP - Графический дизайн (каталоги, буклеты, упаковка, этикетки, календари) - Создание сайтов в Москве - Сделать запрос / Работы - Веб сайты - Логотипы и фирменный стиль - Печатная продукция - Мультимедиа - Баннеры / Контакт - Форма обратной связи